Работа классного руководителя как воспитательная система.

21.11.2017 14:59

Цели и задачи воспитательной системы.

 

Деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащиеся смогли осознать свою индивидуальность, развить и проявить ее.

 

             Цель воспитательной системы нашей школы - формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, с активной жизненной позицией, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.

    Исходя из этого, определилась цель воспитательной системы класса: содействовать формированию и развитию интеллектуальной, нравственной, творческой, активной личности, способной к самопознанию и саморазвитию.

 

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

 

1. Содействовать обогащению духовного мира, формированию позитивного мировоззрения, развитию познавательной активности.

2. Создавать условия для проявления и развития творческого потенциала учащихся; развивать систему поддержки одаренных детей, условия для организации подготовки и участия школьников в предметных олимпиадах муниципального, областного и федерального уровня, интеллектуальных конкурсах и турнирах.

3. Формировать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.

4. Активно использовать  информационные технологии в учебно-воспитательном процессе.

5. Активно внедрять систему дополнительного образования в классе и школе.

6. Содействовать сохранению и укреплению здоровья и физического развития учащихся за счет использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в рамках  программы «Здоровье».

 

Ожидаемые результаты:

 

I.Гражданские качества:

Воспитание чувства гордости за свое Отечество, интереса к культуре родного народа, знание истории Родного края его традиций, а также уважения к другим народам и  странам. Готовность защищать Родину.

Уважительное отношение к государственной символике. Бережное отношение к государственной и общественной собственности. Гордость за честь школы, достижения одноклассников.

 

II. НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА:

 

Воспитание терпимости и доброжелательности к людям разных национальностей,  разных вероисповеданий, социального и материального положения. Непримиримость к антигуманным поступкам. Помощь детям сиротам, инвалидам и пожилым людям. Бережное отношение к природе.

 

III. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ КАЧЕСТВА:

 

Целенаправленное самообразование, желание продолжить дальнейшее обучение в ВУЗах, посещение театров, концертов, выставок,стрем­ление к прекрасному в деятельности, поведении, в отношениях с окружающими. Участие в конкурсах, концертах, литературных вечерах.

 

IV. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА:

 

Воспитание нетерпимости к грубости, лжи, антисоциальному поведению. Стремление к физическому совершенству, воспитание силы воли. Воспитание решительности, готовности прийти на помощь, умения отстаивать свое мнение, преодолеть страх.

 

Механизм построения и функционирования воспитательной системы.

 

Особенность воспитательной системы - детское творчество играет роль системообразующего фактора, состоит в том, что на всех возрастных уровнях ребенок вовлекается в продуктивную творческую деятельность.

 

 Условия деятельности классного руководителя:

 

1. Внимание. Это важное условие познания мира, позволяющее сосредоточить силы ума и души, когда вглядываешься и вслушиваешься в окружающий мир. Без умения управлять вниманием нельзя увидеть и понять красоту в жизни, искусстве, человеке. Поэтому можно утверждать, что развитие творческой личности начинается с формирования внимательного взгляда на окружающий мир.

2. Атмосфера доверия и уважения. Дети все разные, и к каждому нужно найти подход, помочь преодолеть трудности одним в общении, другим в самовыражении, третьим в адекватной рефлексии. Общеклассные праздники, коллективные творческие дела, индивидуальные творческие вечера и персональные выставки призваны не только приобщать к искусству, миру прекрасного, но и «творить» себя и свои отношения в коллективе, умение сопереживать и сотрудничать, при этом познавая и создавая себя, свою личность.

3. Творческая активность. Это условие проявления и развития креативных способностей учащихся. Выполнение этого условия будет способствовать формированию у детей уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру.

4. Рефлективность. Без формирования внутреннего «Я» трудно представить возможность обретения своей индивидуальности. В связи с этим очевидна целесообразность формирования у детей умений и навыков самоанализа и самооценки, потребности в рефлексии событий, происходящих в совместной или индивидуальной жизни.

 

Важная определяющая системы -  создание условий для совместной деятельности учеников, их родителей, учителей и других взрослых; при этом каждый учащийся, готовя коллективное дело, получает возможность проявить свои творческие способности, личностные качества.

 


Диагностика воспитательной системы класса

 

Для исследования результативности выбранной системы воспитания  используются следующие диагностические средства.

 

Критерии

Диагностические средства

1

Сформированность потребности в самопознании и саморазвитии

Тест «Знаю ли я себя»

2

Развитость креативных способностей

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся (М.И.Рожков)

3

Индивидуально-личностный рост учащихся

Методика «Репка»

4

Сформированность коммуникативной культуры

Тест «Изучение уровня развития коммуникативно-организаторских способностей (КОС)

4

Нравственное самоопределение учащихся

Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

4

Творческая активность

Анализ личностных достижений учащихся

5

Сформированность желания ребенка вносить свой вклад в общее дело

Методика Н.Н.Заваденко

6

Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью класса и своим положением в коллективе

Тесты Е.Н.Степанова

Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»

 

Литература:

  1. Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н.Степанова. – М., ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
  2. Рожков М.И. Классному руководителю; М., Владос, 2001 г. – 280 с.
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. М., Владос, 1999
  4. Диагностика межличностных отношений. /Сост. Г.В.Слепухина, Магнитогорск, 2002 г.
  5. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М., Педагогическое сообщество,  2000 г., - 192 с.   
  6. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М., педагогическое сообщество, 2000 г.- 256 с.
  7. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 c.
  8. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. Образовательно-издательский центр "Академия", 2005 г.  - 256 с