Работа классного руководителя как воспитательная система.
Цели и задачи воспитательной системы.
Деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащиеся смогли осознать свою индивидуальность, развить и проявить ее.
Цель воспитательной системы нашей школы - формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, с активной жизненной позицией, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.
Исходя из этого, определилась цель воспитательной системы класса: содействовать формированию и развитию интеллектуальной, нравственной, творческой, активной личности, способной к самопознанию и саморазвитию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Содействовать обогащению духовного мира, формированию позитивного мировоззрения, развитию познавательной активности.
2. Создавать условия для проявления и развития творческого потенциала учащихся; развивать систему поддержки одаренных детей, условия для организации подготовки и участия школьников в предметных олимпиадах муниципального, областного и федерального уровня, интеллектуальных конкурсах и турнирах.
3. Формировать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.
4. Активно использовать информационные технологии в учебно-воспитательном процессе.
5. Активно внедрять систему дополнительного образования в классе и школе.
6. Содействовать сохранению и укреплению здоровья и физического развития учащихся за счет использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в рамках программы «Здоровье».
Ожидаемые результаты:
I.Гражданские качества:
Воспитание чувства гордости за свое Отечество, интереса к культуре родного народа, знание истории Родного края его традиций, а также уважения к другим народам и странам. Готовность защищать Родину.
Уважительное отношение к государственной символике. Бережное отношение к государственной и общественной собственности. Гордость за честь школы, достижения одноклассников.
II. НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА:
Воспитание терпимости и доброжелательности к людям разных национальностей, разных вероисповеданий, социального и материального положения. Непримиримость к антигуманным поступкам. Помощь детям сиротам, инвалидам и пожилым людям. Бережное отношение к природе.
III. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ КАЧЕСТВА:
Целенаправленное самообразование, желание продолжить дальнейшее обучение в ВУЗах, посещение театров, концертов, выставок,стремление к прекрасному в деятельности, поведении, в отношениях с окружающими. Участие в конкурсах, концертах, литературных вечерах.
IV. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА:
Воспитание нетерпимости к грубости, лжи, антисоциальному поведению. Стремление к физическому совершенству, воспитание силы воли. Воспитание решительности, готовности прийти на помощь, умения отстаивать свое мнение, преодолеть страх.
Механизм построения и функционирования воспитательной системы.
Особенность воспитательной системы - детское творчество играет роль системообразующего фактора, состоит в том, что на всех возрастных уровнях ребенок вовлекается в продуктивную творческую деятельность.
Условия деятельности классного руководителя:
1. Внимание. Это важное условие познания мира, позволяющее сосредоточить силы ума и души, когда вглядываешься и вслушиваешься в окружающий мир. Без умения управлять вниманием нельзя увидеть и понять красоту в жизни, искусстве, человеке. Поэтому можно утверждать, что развитие творческой личности начинается с формирования внимательного взгляда на окружающий мир.
2. Атмосфера доверия и уважения. Дети все разные, и к каждому нужно найти подход, помочь преодолеть трудности одним в общении, другим в самовыражении, третьим в адекватной рефлексии. Общеклассные праздники, коллективные творческие дела, индивидуальные творческие вечера и персональные выставки призваны не только приобщать к искусству, миру прекрасного, но и «творить» себя и свои отношения в коллективе, умение сопереживать и сотрудничать, при этом познавая и создавая себя, свою личность.
3. Творческая активность. Это условие проявления и развития креативных способностей учащихся. Выполнение этого условия будет способствовать формированию у детей уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру.
4. Рефлективность. Без формирования внутреннего «Я» трудно представить возможность обретения своей индивидуальности. В связи с этим очевидна целесообразность формирования у детей умений и навыков самоанализа и самооценки, потребности в рефлексии событий, происходящих в совместной или индивидуальной жизни.
Важная определяющая системы - создание условий для совместной деятельности учеников, их родителей, учителей и других взрослых; при этом каждый учащийся, готовя коллективное дело, получает возможность проявить свои творческие способности, личностные качества.
Диагностика воспитательной системы класса
Для исследования результативности выбранной системы воспитания используются следующие диагностические средства.
№ |
Критерии |
Диагностические средства |
1 |
Сформированность потребности в самопознании и саморазвитии |
Тест «Знаю ли я себя» |
2 |
Развитость креативных способностей |
Методика диагностики уровня творческой активности учащихся (М.И.Рожков) |
3 |
Индивидуально-личностный рост учащихся |
Методика «Репка» |
4 |
Сформированность коммуникативной культуры |
Тест «Изучение уровня развития коммуникативно-организаторских способностей (КОС) |
4 |
Нравственное самоопределение учащихся |
Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» |
4 |
Творческая активность |
Анализ личностных достижений учащихся |
5 |
Сформированность желания ребенка вносить свой вклад в общее дело |
Методика Н.Н.Заваденко |
6 |
Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью класса и своим положением в коллективе |
Тесты Е.Н.Степанова Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» |
Литература:
- Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н.Степанова. – М., ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
- Рожков М.И. Классному руководителю; М., Владос, 2001 г. – 280 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. М., Владос, 1999
- Диагностика межличностных отношений. /Сост. Г.В.Слепухина, Магнитогорск, 2002 г.
- Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М., Педагогическое сообщество, 2000 г., - 192 с.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М., педагогическое сообщество, 2000 г.- 256 с.
- Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 c.
- Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. Образовательно-издательский центр "Академия", 2005 г. - 256 с